"Восхождение Мир-Сусне-Хума." Графический цикл, посвященный национальному герою обских угров.

“A rise of Mir-Susne-Hum.” Graphic cycle dedicated to a national Ob-Ugrian (Ostyak - Hant and Vogul - Mansi) hero.

 

“Женщины-сынок.”(А. Н. Фанталов, 1997)

Мир-Сусне-Хум (“За миром наблюдающий человек”) - национальный герой и божественный покровитель обских угров. Он был седьмым сыном верховного бога Нум-Торума. Мать героя - Калтась-Эква была низвергнута Нум-Торумом с небес и герой родился уже на земле. Отсюда одно из имен Мир-Сусне-Хума - Эква-Пыгрись (“Женщины сынок”), намекающее на его покинутость отцом.

Работа показывает также, как на цепях с неба спускается городок, в котором живет девушка, предназначенная герою в жены. На ладони Эква-Пыгрися - вестница богов Крылатая Калм.

“Appearance.” (A. Fantalov, 1997)

Mir-Susne-Hum (“Man, who gaze at the world”) is a seventh son of a supreme Ob-Ugrian god, Num-Torum. A hero’s mother, Kaltes-Ekwa was overthrown by Num-Toum from heaven. Therefore Mir-Susne-Hum was born on the Earth. There is in the town, that letting down, a hero’s bride.

 

 

 

“Гнездо птицы Карс.”(А. Н. Фанталов, 1997)

Здесь изображен один из первых подвигов Эква-Пыгрися. На вершине огромной лиственницы жил исполинский орел Товлынг-Карс, пожиравший людей. Дабы сразиться с птицей, герой забрался на дерево, но увидел, как на ее детенышей напало чудовище - “Не имеющая Сердца и Печени Железная Лягушка”. Эква-Пыгрись убил Лягушку, чем заслужил вечную благодарность Товлынг-Карса, тем самым избавив свой народ от бед.

“A nest of a Great Bird.” (A. Fantalov, 1997)

There is a first exploit of Mir-Susne-Hum. The hero won a terrible frog and saved the nestlings of a great eagle. The thankful bird gives the hero its power.

 

 

 

“Старик-Мамонт”.(А. Н. Фанталов, 1997)

“Товлынг-Карс оказал Эква-Пыгрисю много услуг и наделил его властью над птицами. Но и юный герой должен был выполнить его просьбу.

Мифология обских угров богата чудовищами, но, пожалуй самым удивительны среди них был Мув-Хор, обычно переводимый как “Мамонт”. (Мамонта народы Сибири представляли огромной рыбой или ящерицей, живущей в водоворотах рек и озер и подрывающей берега. Бивни считались рогами чудовища.)

Некогда, Мув-Хор бился с Товлынг-Карсом и захватил его маховые перья, а тот захватил отростки рогов мамонта. Эква-Пыгрись дошел до берега теплого моря, где обиало чудовище и совершил справедливый обмен. (Здесь мы видим в легендарном герое обских угров черты медиатора, посредника между мирами, сближающие его со скандинавским Одином.)

В верхней частп картины изображена Хотал-Эква - “Солнце-Старуха”, летящая на колеснице, запряженной крылатым оленем.

“Old mammoth.” (A. Fantalov, 1997)

The mammoth is the most surprising monster of Ob-Ugrians. They imagine it like a huge fish or pangolin, leaving in the whirlpool. There we can see Mir-Susne-Hum in the capacity of mediator between the great eagle and the mammoth (between sky and earth, as Scandinavian Odin).

 

 

“К Небесному Отцу”.(А. Н. Фанталов, 1997)

Эква-Пыгрись совершил множество подвигов. Он поймал шестиногого лося, расправился с великанами, стремившимися накрыть его железной сетью (эти сюжеты аналогичны описанным в “Калевале”), победил людоедку Кирп-Нюлуп-Ими, вернул луну и солнце, похищенные Куль-Отыром - владыкой Нижнего Мира. Наконец, Эква-Пыгрись предстал перед Нум-Торумом, который даровал ему геройское имя (вероятно “Мир-Сусне-Хум”) и первенство над братьями.

Перед троном Нум-Торума показана Крылатая Калм.

“Heaven Father.” (A. Fantalov, 1997)

Mir-Susne-Hum accomplished her numerous exploits and appeared before Num-Torum. The suprime Ugrian god gived the hero a great might

 

 

.

“Царь Идущих Облаков”.(А. Н. Фанталов, 1997)

Преобразившегося в Мир-Сусне-Хума героя представляли всадником на железном восьмикрылом коне с золотой гривой, скачущим по небу. Каждую ночь он обьезжает вселенную, проверяя, все ли в порядке и передавая людям наказы своего небесного отца (для копыт коня шаманы ставили четыре металлические тарелочки, чтобы энергия всадника не ушла в черную землю).

В некотором смысле антагонистом Мир-Сусне-Хума был Консыг-Ойка - “Когтистый Старик”, дух Медведя. Символами последнего были медведь и лиственица. Иногда ему служили менквы - великаны-людоеды с заостренными будто кол головами. Известен сказ, в котором Мир-Сусне-Хум спас от Консыг-Ойки человека, которому покровительствовал.

“A king of clouds.” (A. Fantalov, 1997)

After transformation, Mir-Susne-Hum becomes a rider on a white iron horse. (This horse have got the eight wings). The divinity hero’s simbols are a gold goose and a birch. There is some antagonists of Mir-Susne-Hum. In first this is Spirit of Bear - Jelping-Ja-Oyka. also giant-ogres with sharp heads were known s the enemies of the divinity hero.

Zoroastrian mythology 1

Contact E-mail: vertumn@chat.ru

 

TopList

Hosted by uCoz