А. Н. Фанталов
Мифологии народов Северной Европы.
Данный курс ориентирован на вузы Санкт-петербурга. Наш город как северная столица России имеет давние и тесные связи со своими северными соседями. Да и до основания Петербурга регион являлся местом скрещения различных культур. В эпоху раннего средневековья он был частью особого культурно-историчского сообщества, охватывавшего все побережье балтийского моря и ряд других территорий. На этом пространстве сформировался своеобразный уклад жизни, росли города. подобные нашим Старой Ладоге и Новгороду, западнославянским Арконе и Ретре, датскому Хедебю, шведской Бирке и др. Видная роль в них принадлежала военно-торговому сословию варягов. Сущуствовали великие торговые пути “из варяг в греки” и “из варяг в персы”. Балтийская общность распространялась на запад и восток, активно контактировала с Франкской державой, кельтскими и англо-саксонскими королевствами. и хотя она не сложилась в самостоятельную цивилизацию, ее наследие явилось значительным вкладом в европейский культурный фонд. В настоящее время проблема балтийского диалога вновь актуализирована. При этом очень важно понимать и уважать тип мышления партнера, а это невозможно без знания его традиций. Изучение же любой традиции лучше начинать с мифологии, ярко выражающей дух народа.
Настоящий курс и посвящен мифологиям Северной Европы, которая рассматриваетя здесь в максимально протяженном смысле - “от Атлантики до Урала”. На этой обширной территории издавна сложились пять основных этно-культурных массива: кельтский, германо-скандинавский, славянский, балтский (летто-литовский) и финно-угорский. Перечисленные народы оставили великолепное фольклорное наследие, которое по своему обьему и художественным достоинствам сопоставимо с античным, а разнообразием даже превосходит его.
Курс “Мифологии народов Северной Европы” призван решать следующие задачи:
1. Расширить знания студентов о народах Северной Европы, их истории, особенностях культуры и возможных контактах.
2. Познакомить студентов с многообразным мифологическим и эпическим наследием означенных народов.
3. Раскрыть роль мифологического наследия в литературе, музыке и изобразительном искусстве прошлого.
4. Показать студентам возможность использования мифологических образов и сюжетов в современном искусстве.
Курс состоит из четырех разделов, каждый из которых отведен одной из перечисленных групп народов (балты и финно-угры сведены в один раздел). В свою очередь, раздел делится на четыре темы. Первая из них посвящена краткой характеристике ранней истории соответствующего народа, его культуры и мифологии, вклада в общемировое наследие. Особое значение придается роли северноевропейских мифологических образов в литературе, музыке и изобразительном искусстве Нового Времени. Следующие три темы непосредственно посвящены изложению мифов - “сказаний о богах” и эпосов “сказаний о героях”. Изложение сопровождается комментарием, приводящим параллельные сюжеты в родственных традициях.
Курс опирается на разработанное его автором учебное пособие “Мифология народов Северной Европы”. Он рассчитан на 16 часов и завершается семинаром.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы | Количество часов | |
Лекции | Практичес-кие занятия | |
Раздел 1. Кельты | ||
1. Общая характеристика ранней культуры кельтов и их наследия | 1 | |
2. Мифологический цикл ирландских саг | 1 | |
3. Героический цикл ирландских саг | 1 | |
4. Цикл об Артуре и рыцарях Круглого Стола | 1 | |
Раздел 2. Германо- Скандинавы | ||
5. Общая характеристика ранней культуры германо- скандинавов и их наследия | 1 | |
6. Устроение мира по эддической мифологии | 1 | |
7. Разрушение и обновление мира по эддической мифологии | 1 | |
8.Сигурдовский цикл - главный германо-скандинавский эпос | 1 | |
Раздел 3. Славяне | ||
9. Общая характеристика ранней культуры славян и их наследия | 1 | |
10. Славянская мифология | 1 | |
11. Основные типы героев былинного эпоса | 1 | |
12. Трагедийность героического начала на примере былинного эпоса | 1 | |
Раздел 3. Балты и финно-угры | ||
13. Общая характкристика ранней культуры балтов и финно-угров | 1 | |
14. Балтская (летто-литовская) мифология | 1 | |
15. Мифология обских угров | 1 | |
16. Карело-финский эпос “Калевала” | 1 | |
17. Итоговый семинар | 2 | |
Всего | 18 |
РАЗДЕЛ 1. КЕЛЬТЫ.
Тема 1. Общая характеристика ранней культуры кельтов и их наследия.
Происхождение кельтских народов (7 в. до н. э.). Традиционная слабость княжеской власти. ведущая роль жречества, преобладание в обществе магического, иррационального начала. Неистовость вкупе с мечтательностью - черты национального характера. Кельтские города, жилища, одежда. корабли. Высокое развитие ремесел. Кельтика - прообраз Средневковой Европы. Потеря независимости континентальными кельтами (1 в. до н. э.). Искусство как основной источик наших знаний по древнекельтской мифологии. Средневековые кельты. Особая роль Ирландии в деле сохранения фольклора. Ирландские саги. Валлийцы и создание легенды о короле Артуре. Влияние кельтского наследия на культуру Средних веков и Нового времени. В. Шекспир, Д. Макферсон (“Поэмы Оссиана”). Прерафаэлиты. О. Бердслей. У. Йейтс и “Ирландское возрождение”. Дж. Джойс. Современный жанр “Фэнтази”.
Тема 2. Мифологический цикл ирландских саг.
История “захватов Ирландии”. “Племена богини Дану” - основные боги кельтского пантеона (Нуаду - Бог неба, Дагда - Бог земных сил, Луг - культурный герой, Морриган - Богиня войны и т. д.). Их битва с фоморами - ирландский вариант столкновения богов и демонов. Появление людей - Сынов Миля. Уход Племен богини Дану в чудесные холмы и их превращение эльфов. Ирландский праздник Самайн. Дальнейшие отношения между эльфами и людьми. Начало героического века.
Тема 3. Героический (уладский) цикл ирландских саг.
Чудесное рождение Конхобара. Он становится королем Улада (Ольстера). Появление на свет Кухулина - сына бога света и смертной женщины. Его первые подвиги, воспитание у Скатах, женитьба на Эмер. Кухулин - величайший ирландский герой. Истории, предваряющие Великое похищение быка из Куальнге. Ссора ирландских королей. Похищение быка из Куальнге - кульминация героического цикла. Бой Кухулина с собственным сыном. Путешествие в потусторонний мир. Гибель Кухулина. Эпилог.
Тема 4. Цикл об Артуре и рыцарях Круглого Стола.
“История бриттов” Гальфрида Монмутского. Захват власти в Британии Вортигерном и нашествие саксов. Мерлин. Воцарение Утера Пендрагона и рождение Артура. Меч в камне. Коронация Артура и его женитьба на Гвиневере. Круглый Стол. Архаические образы рыцарей: Килох, Гавейн, Оуэн, Передур (Парсифаль). Фея Моргана. Мерлин впадает в вечный сон. Куртуазные образы рыцарей: Тристан, Ланселот, Галахад. Поиски Святого Грааля. Заговор Мордреда и гибель короля (в поединке с сыном). Пророчество о грядущем возвращении Артура.
РАЗДЕЛ 2. ГЕРМАНО-СКАНДИНАВЫ.
Тема 5. Общая характеристика ранней культуры германо- скандинавов и их наследия.
Происхождение германских народов. Великое переселение народов и крушение Рима. Роль военных вождей у германцев и отсутствие организованного жречества. Скандинавы. Вендельский период (6 - 8 вв. н. э.) - “золотой век” в истории Швеции. Движение викингов (9 - 11 вв. н. э.). Морские походы. Одежда, жилище, корабли, культовые места эпохи викингов. Искусство, его экспрессия, драматизм. Скандинавский звериный орнамент (влияние римских, кельтских, франкских, восточных мотивов). древнескандинавкая литература. Роль Исландии в ее сохранении. Саги. Эддическая и скальдическая поэзия. Особенности мифологии эпохи викингов (эсхатологизм, сумрачная фантастика) и ее значение для северноевропейской культуры Нового времени. Предромантизм (У. Блейк). Романтизм и неоромантизм (Р. Вагнер). Модерн. Скандинавские мифологические мотивы в архитектурном декоре Санкт-Петербурга.
Тема 6. Устроение мира по эддической мифологии.
Зарождение мира, появление богов и великанов. Создание богами обитаемого мира (небосвода, суши, моря, гор) из тела первосущества. Мировое древо, деление вселенной на три уровня. Культурные деяния Одина: создание эльфов и карликов; сотворение людей; установление светил; добыча меда поэзии, священных рун и воды из источника мудрости. 12 светлых асов (богов): Один (культурный герой), Тор (громовержец), Тюр (небо, закон), Фрейр (производящая сила земли) и т. д. Богини: Фригг, Фрейя, Сив, Идунн и др. Валькирии. Строительство небесного города.
Тема 7. Разрушение и обновление мира по эддической мифологии.
Дети злого бога Локи (Мировой Волк, Мировой Змей и Хель - владычица подземного мира). Похищение Идунн и молодильных яблок. Выковывание карликами чудесных предметов. Кража молота Тора. Борьба громовержца с великанами. Путешествие Тора в зачарованный Утгард. Ловля Мирового Змея. Локи - скандинавский дьявол и антихрист в одном лице. Он убивает Бальдра - светлого сына Одина. Пир у морского великана Эгира. Разоблачение Локи и его наказание. Рагнарек - эддический апокалипсис.
Тема 8. “Сигурдовский цикл” - главный германо-скандинавский эпос.
Божественное (от Одина) происхождение Вельсунгов. История Сигмунда и его мести. Рождается Сигурд - величайший герой германо-скандинавского мира. Карлик Регин и история происхождения кольца. Сигурд побеждает дракона Фафнира и завладевает кладом. Встреча с валькирией Брюнхильд. Сигурд и Гьюкунги. Женитьба на Гудрун. Смерть Сигурда. Гибель Гьюкунгов - наследников проклятого кольца. Гудрун и ее дети. Сказание о Хельги - герое, трижды возрождавшимся к жизни.
РАЗДЕЛ 3. СЛАВЯНЕ.
Тема 9. Общая характеристика ранней культуры славян и их наследия.
Основные гипотезы происхождения славян. Культурные влияния - кельто-германское с запада, скифское с востока. Балты. Разделение славянства на западное, южное и восточное (с 7-го века н. э.). Восточные славяне и проблема русов. Викинги и варяги. Рюрик. Обычаи славян, их оружие и одежда. Растительный орнамент. Аркона и Ретра - крупнейшие культовые центры. Деревянные храмы западных и открытые святилища восточных славян. Связанность с силами природы - характерная черта славянского язычества. Источники: средневековые хроники, церковные поучения, записи обрядов (с 15 в.), фольклор, прикладное искусство. Образы сказок и былин в литературе (А. Пушкин), музыкальном творчестве (Н. Римский Корсаков, И. Стравинский), изобразительном искусстве (В. Васнецов, И. Билибин. А. Муха).
Тема 10. Славянская мифология.
“Великие языческие боги”: Сварог (небо, закон), Даждьбог - Яровит (культурный герой, прародитель), Перун (громовержец), Велес (хтоническое божество), Хорс, Макошь, Лада и др. Их функции, атрибуты, праздники. Симаргл и Ящер. Низшая славянская мифология. Берегини и навьи (доброе и злое начала). Воплощения природных стихий: водяные, русалки, лешие, полевики, домовые. Сказочные образы: змей; баба-яга; Кащей; мужик - сам с перст, усы на семь верст. “Стих о Голубиной книге” - соединение индоарийского и православного начал.
Тема 11. Основные типы героев былинного эпоса.
Киевский цикл. Святогор - образ великана в былинах. Илья Муромец - главный герой былинного эпоса. Его чудесное исцеление, победа над Соловьем-разбойником. Конец Святогора. Князь-оборотень Вольх Всеславьевич и землепашец Микула Селянинович. Змееборец Добрыня. Михайло Потык (единственнй герой былин, оказавшийся царстве подземном). Алеша Попович (герой-трикстер). Соловей Будимирович.
Тема 12. Трагедийность героического начала на материале былинного эпоса.
Дунай-богатырь и женитьба князя Владимира. Иван Годинович и Кащей. Илья Муровец и Идолище. Илья Муромец и Сокольник (типичный индоевропейский сюжет боя отца с собственным сыном). Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. Камское побоище. Богоборчество и гибель богатырей. Новгородские былины: Садко, Василий Буслаев.
РАЗДЕЛ 4. БАЛТЫ И ФИННО-УГРЫ.
Тема 13. Общая характеристика ранней культуры балтов и финно-угров и их наследия.
Балты (летто-литовцы, пруссы) - ближайшие соседи и родственники славян. Важная роль жречества. Ромово - культовый центр. Триада великих богов. Длительное сохранение официального язычства (до 15 века). Обширный фольклорный фонд - сказания, песни (дайны), обряды. Изящество балтийского фольклора и его влияние на национальную культуру 19 века. “Лачплесис - авторский эпос.
Финно-угорские народы. Их история. Роль угров в Великом переселении народов, связь с гуннами. Походы на север, запад и юг. Венгры. Институт шаманства у финно-угров - сибирская черта. Дуализм - влияние зороастрийского Ирана. Обские угры (ханты и манси) - основные хранители мифологической традиции. Образ жизни, геометрический орнамент. Интерес к угорскому наследию в Венгрии. Карелы - носители эпоса. Руны. Элиас Леннрот и его “Калевала” самый известный авторский эпос 19 века. Его сюжеты в творчестве А. Галлен-Каллелы - основателя национальной школы финской живописи. Северный модерн.
Тема 14. Балтская (летто-литовская) мифология.
Основные божества: Диевас (небо) и его сыновья; Сауле (солнце) и его дочери; Менесс (месяц); Перкунас (громовержец); Велс (хтонический бог); Совий (культурный герой и проводник в загробный мир). Дуалистические сказания о Диевасе и Велсе. Небесная свадьба. Борьба Велса и Перкунаса. Образы низшей мифологии: дейвы-пряхи, бардзуки-гномы, виклтаки (оборотни-волки), айтварас (огненный змей), каукас-домовой.
Тема 15. Мифология обских угров.
Пантеон: Нуми-Торум (“Небесный Бог”); его супруга Калтась-Эква (“Земная Мать”) и младший брат Куль-Отыр (“Черт-Богатырь”). Божества солнца, луны, леса, воды, огня. Семь сыновей небесного бога - духи-хранители. Мир-Сусне-Хум (“За Миром Наблюдающий Человек”) - культурный герой и покровитель угорского народа. Низшая мифология: дух-медведя, великаны (менквы), мамонт, шестиногий лось, “Летучий Зверь Налим”, “Не Имеющая Сердца и Печени Железная Лягушка”, Товлынг-Карс (исполинский орел). Основные мифические сюжеты. Героические сказания.
Тема 16. Карело-финский эпос “Калевала”.
Сотворение мира из яйца, снесенного уткой (сибирский сюжет). Вяйнямейнен - песнопевец и шаман, культурный герой и медиатор. Его неудачное сватовство. Вяйнямейнен и ведьма Лоухи - “хозяйка Севера”. Кузнец Ильмаринен создает чудесную мельницу Сампо. Герой Лемминкяйнен. Путешествие в царство смерти. Свадьба Ильмаринена и дочери Лоухи. Печальная история Куллерво. Битва за Сампо - герои Калевалы увозят его домой. Месть старой Лоухи. Уход Вяйнямейнена.
Примерные темы для семинара:
1. Влияние различных культур друг на друга.
2. Основное ядро индоевропейской мифологии и его модификации у представителей разных ветвей индоевропейцев.
3. Связь между мифологией, историей, культурой.
4. Миф и национальный характер.
5. Животные в мифах. Особенности использования образов змея, быка, оленя, барана, коня, орла, волка и т. д.
6. Фантастические ообразы фольклора.
7. Мифологические прототипы героев литературы.
ЛИТЕРАТУРА
1 Раздел
1. Гальфрид Монмутский История бриттов. Жизнь Мерлина. М: Наука 1984
2. Исландские саги. Ирландский эпос. М: Худож. лит., 1973.
3. Мабиногион. М: Ладомир, 1995.
4. Мэлори Т. Смерть Артура. М: Наука, 1993.
5. Похищение быка из Куальнге. М: Наука, 1993.
6. Предания и мифы средневековой Ирландии. М: Изд. Моск. универ., 1991.
7. Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага: 1961.
8. Шкунаев С. В. Раннеирландская традиция и языческое прошлое. // Вестник древней истории М: Наука, 1955.
9. Щукин М. Улыбка Чеширского кота //Знание-Сила 12/1985.
2. Раздел
1. Гуревич А. Н. Походы викингов. М: 1966.
2. Западноевропейский эпос. Л: Лениздат, 1977.
3. История Норвегии. М: 1980.
4. Корни Иггдрасиля. М: Терра, 1997.
5. Ладога и религиозное сознание. Спб: 1997.
6. Лебедев Г. Исчезнувший мир. //Знание-Сила 12/1986.
7. Славяне и скандинавы. М: Прогресс, 1986.
8. Стеблин-Каменский М. И. Древнескандинавская литература. М: Высшая школа 1979.
9. Стурлусон С. Круг земной. М: 1980.
10. Стурлусон С. Младшая Эдда. Л: Наука, 1970.
11. Уингейт Ф., Миллер Э. Викинги. М: Росмэн, 1995.
12. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М: Иностр. лит., 1960.
3. Раздел
1. Асов А. И. Русские Веды. М: Наука и религия, 1992.
2. Афанасье А. Н. Народные русские сказки. 1-3 т. М: 1957.
3. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. 1-3 том. М: Индрик 1994.
4. Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской словесности и искусства. 1-2 т., 1970
5. Былины. М: Изд. Московский университет, 1957.
6. Былины. Л: Советский писатель, 1957.
7. Былины. 1-2 т. М: Гос. изд. худож. лит.,1958.
8. Былины. Л: Лениздат, 1984.
9. Былины. М: Советская Россия, 1988.
10. Былины. М: Советская Россия, 1998.
11. Былины Печоры и Зимнего берега., М-Л: Изд. АН СССР, 1961.
12. Былины Севера. 1-2 т. М-Л: Изд. АН СССР, 1938-1951.
13. Власова М. Н. Новая АБВЕГА русских суеверий. Спб: Северо-Запад, 1995.
14. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М: Тов. Клышников, Комаров и К., 1992.
15. Комарович В. Л. Китежская легенда. Опыт изучения местных легенд. 1936.
16. Лобода А. М. Песнь о Соловье-разбойнике, слышанная в Васильковском уезде Киевской Губернии. 1901.
17. Марков А. В. Повесть о Волоте и ее отношение к Повести о святом Граде Иерусалиме и к Стиху о Голубиной книге. 1913.
18. Милорадович В. П. Заметки о малорусской демонологии. К: 1991.
19. Миллер В. Ф. К былине о Камском побоище. 1902.
20. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М: Наука. 1987.
21. Рыбаков Б. А. Язычетво древних славян. М: Наука, 1994.
22. Путилов Б. Н. Русский и южнославянский героический эпос. 1971.
23. Сахаров И. П. Сказания русского народа. Спб: 1849.
24. Седов В. В. Славяне в древности. М: Институт Археологии Росс. АН, 1994.
4. Раздел
1. Гумилев Л. Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М: 1993.
2. Иванов С. В. Маски народов Сибири. Л: 1970.
3. Иванов С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири. М-Л: Академия Наук СССР, 1954.
4. Иванов С. В. Одежда народов Сибири. Л: 1970.
5. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М-Л: АН СССР, 1963.
6. Иванов С. В. Скульптура народов Севера Сибири. Л: Наука, 1970.
7. Калевала. М: Художественная литература, 1977.
8. Карело-финский эпос. 1-2 т. М: Восточная литература, 1994.
9. Кочкуркина С. И. Древние карелы. Петрозаводск-Карелия: 1987.
10. Кулаков В. И. Пруссы (5 - 13 вв.). М: Геоэко, 1994.
11. Латышские дайны. М: 1985.
12. Лаушкин К. Д. Онежское святилище. Новая расшифровка петроглтфов Карелии. // Скандинавский сборник. 4/ 1959.
13. Лаушкин К. Д. Опыт новой расшифровки петроглифов Карелии. //Скандинавский сборник. 5/1962.
14. Марийский фольклор. Мар.: 1991.
15. Мифы, предания, сказки хантов и манси. М: Наука, 1990.
16. Мировоззрение финно-угорских народов. // Сб. научных трудов. Новосибирск: Наука, 1990.
17. Пумпур А. Лачплесис. М: 1975.
18. Спицын А. А. Шаманские изображения. //Зап. отд. русской и славянской археологии Русского археологического о-ва. Спб: 1906, т. 8, вып. 1.
19. Угорское наследие. Древности Западной Сибири из собраний Уральского университета. М: Внешторгиздат, 1994.
20. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М: Наука, 1987.
21. Цветок папоротника. Литовские мофологиеские сказания. Вильнюс: Вага, 1989.
22. Чарнолусский В. В. Саамские сказки. 1962.
Mythological images in Russian architecture
Contact E-mail:vertumn@chat.ru