А. Н. Фанталов

"Основные типы индоевропейских богов"

(материалы конференции "Пунинские чтения", СПб., 2000).

для более полной аргументации см. "Индоевропейская мифология: генезис и эволюция образов.

 

На основании анализа многочисленных памятников архаического искусства и мифологических текстов автор статьи предполагает существование таких изначальных типов индоевропейских богов, как: "Бог Грома" (индийский Индра, скандинавский Тор, кельтский Таранис, славянский Перун, балтский Перкунас); "Бог Ясного Неба" (греческий Зевс, скандинавский Тюр, индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий); "Великая Богиня" (греческая Гера, индийская Приттхиви, скандинавская Ерд, славянская Макошь, балтская Земес Мате, ирландская Дану); "Божественные Близнецы" (греческие Диоскуры, индийские Ашвины, балтские сыновья Диеваса); "Бог Земных Сил" (греческий Дионис, Индийский Рудра, скандинавский Фрейр, славянский Велес, балтский Велс, кельтский Цернунн); "Культурный Герой" (греческие Гермес и Геракл, скандинавский Один, славянский Геровит, ирландский Луг). Схему взаимоотношений между ними можно представить в виде своего рода разомкнутого кольца, звенья которого образованы мужскими божествами. Образы Бога Грома и Бога Ясного неба могут сливаться (например, Зевс греческой мифологии). Божественные Близнецы обычно являются сыновьями Бога Ясного Неба; Культурный Герой имеет функции, сближающие его с Близнецами (они целители, предки и покровители человечества). Бог Земных Сил тесно связан с Культурным Героем, так как каждый из них может рассматриваться в качестве умирающего и воскресающего божества. И только Бог Грома и Бог Земных сил враждуют друг с другом, образуя "разрыв в цепи". Мы видим это на примере кельтской, балтской, славянской, индийской и других мифологий.

Женской божество находится как бы внутри кольца и играет роль дополнительного медиатора между мужскими богами. Великая Богиня Может быть супругой Бога Грома и в тоже время супругой Бога Земных Сил (как в галльской, славянской и балтской мифологиях); или женой Бога Ясного Неба (как в италийской, греческой, индийской традициях). Обычно она есть мать Близнецов и Культурного Героя. И все более поздние женские божества происходят из образа Великой Богини.

Мы видим характерные черты этих изначальных типов. Бог Грома представлен как муж, стоящий на колеснице, его оружие молния, топор или молот, спутник - волк. Бог Ясного Неба также часто военное божество. Его оружие меч. Культурный Герой есть всадник на белом коне. Его оружие копье. Те, кто считают всадником Бога Грома, ошибаются. Бог Земных Сил, будучи покровителем растительного и животного царств, имеет соответствующие атрибуты. Наконец, Великая Богиня обладает двойственной природой - земной и небесной.

Алексей Фанталов.

"100 мифологических картин".

http://www.fantalov.narod.ru

Indo-European gods: genesis and evolution of characters

Main menu

Сontact E-mail; vertumn@chat.ru

 

 

 

A. Fantalov

"The original Indo-European types of gods

(Materials of Conference dedicated Punin by St. Petersburg State University 2000).

For more detailed argumentation see: “Indo-European mythologies: genesis and evolution of characters.”

 

 

In terms of numerous artifacts findings author suggests to distinguish such original Indo-European mythological types as: 'The God of Thunder ' (Scandinavian Thor, Celt Taranis, Slav Perun, Balt Perkunas, Indian Indra); 'The God of Sky' (Indian Dyaus, Balt Dievas, Scandinavian Tyr); 'The Great Goddess' (Greek Hera, Indian Prithivi, Scandinavian Erd, Slav Mokos, Balt Zemes-mate, Ireland Danu); 'The Divine Twins' (Greek Dioskuri, Indian Asvinau, Balt Sons of Dievas), 'The God of Earth' (Greek Dionysus, Indian Rudra, Scandinavian Freyr, Slav Veles, Balt Vels, Celt Cernunnos) and 'The Cultural Hero' (Greek Hermes and Hercules, Scandinavian Odin, Slav Herovit, Celt Lugh). We can imagine that the male divinities form an original torn ring. These gods are connected with one another like the links of a chain. The characters of the Thunder God and the Sky God can merge (as in Greek mythology - Zeus); the Divine Twins are usually the Sky God’s sons (in Balt mythology - the Sons of Dievas); the Cultural Hero has got functions, similar to ones of the Twins (for instance: he is a physician, an ancestor and protector of people); the Earth God is closely connected with the Cultural Hero as they are season dying and reviving characters. And only the Thunder God and the Earth God fight with each other forming a break in the chain. It is known from Celtic, Baltic, Slav, Indian and many other mythologies.

The female divinity is in the inside of this ring, and she is a mediator between the male gods. The Great Goddess can be a wife of the Thunder God and at the same time a wife of the Earth God (as in Celtic, Slav and Baltic mythologies), or a wife of the Sky God (as in Italian, Greek, Indian traditions. Usually the Great Goddess is the mother of the Twins and the Cultural Hero. And all the later goddesses descended from her character.

We can see the characteristic features of these principal types. The Thunder god was represented as a man standing on a chariot, his weapons are lightning and an axe or a hammer, and his assistant is a wolf. The Sky God is often a war divinity; his weapon is a sword. The Cultural Hero is a rider; his weapon is spear as a rule. Those who believe, that the Thunder God is a rider are mistaken. The God of Earth is a protector of animal and the lord of Otherworld. Lastly, the Great Goddess has got a double nature, the earth one and the sky one.

Alex Fantalov.

"100 mythological pictures".

http://www.fantalov.narod.ru

Indo-European gods: genesis and evolution of characters

Main menu

Сontact E-mail; vertumn@chat.ru

Hosted by uCoz